Как-то моя одногруппница Мила рассказала, что в основе песни Хелависы
«Гори, Москва!» лежат впечатления от книги
«Духов день» и посоветовала эту книгу прочесть. Я благополучно занесла произведение в список «на будущее» на LiveLib и засунула его на дальнюю полку. Прошло пять лет или около того, и после не очень удачного знакомства с
«Детьми полуночи» С. Рушди я решила ещё раз попытаться погрузиться в магический реализм. Получилось ли? Да, на этот раз получилось. И впечатления от этого опыта довольно противоречивые.
Больше всего здесь цепляет и обращает на себя внимание вязкий, витиеватый язык. Особое удовольствие доставляют фрагменты, когда из шума старомосковской речи, пересыпанной пословицами, поговорками, присказками является обычный текст: он иногда на удивление гладок и сладок. Хорош.
Одну из таких живых, ярких, выпуклых цитат приводила раньше (из главы
«Мавка»). В такие моменты и чудится та самая магия, то волшебство и иномирье, которого я ждала, но не дождалась у Рушди. Там с вязким языком тоже проблем не было, но – вот незадача! – в остальном никакого эстетического удовольствия и очарования чуда или страшной сказки. Сплошная бытовуха, политика и выверты больного сознания.
«Духов день» – книга ужасная и об ужасах.
...отзыв целиком.Телесная. Мясистая. Горячая. Пахнет гарью и грязью. Богатый язык, много магического и мистического, кровью вписанного, иногда, как в зеркале, обращающегося мороком. Казалось? Оказалось. Много физиологии. И вот это-то для меня плохо, противно, отталкивает. Можно считать ханжеством, но в целом часть описаний мне показалась всё же лишней. Поэтому детям и чувствительным барышням (прямо как я) не посоветую.
Как уже отметила, здесь чувствуется для меня магический реализм. Странное в обыденном. Сказка. Страшная сказка, даже несколько. И быт, от неё неотделимый.
Здесь я опять же на контрасте заметила, как для меня различаются повествование от первого и от третьего лица. Во многом именно отсутствие я-повествования не позволило превратить всё в выдумки очередного сумасшедшего. Здесь магическое действительно часть жизни, здесь мир его воспринимает, верит в него, живёт по этим законам, и это не субъективное мнение героя. Здесь русалки, навьи люди, мары, оборотни и колдуны. Как это... Там русской дух... там Русью пахнет!
Поначалу читала с большим интересом, потом, когда выявился главный герой, с неприязнью, но и она в большей мере прошла. Меня затянуло обратно, особенно в части про него и Рузю. И всё думалось, что же будет с Анной.
Герой этот сумасшедший, бешеный, самодурный. Кавалер из тех, кому весной и осенью тяжелее всего держать себя в узде, он девиантен и во многом не прав. Его жизнь так сложилась, что не вытянул, не смог, не совладал с собой. И это хоть и расстраивает, но ненадолго. На мой взгляд, тут итог для героя закономерен. Мне-читателю не обидно.
Героини... Разные. Сумасшедшие. Каждая по-своему, но всё от того, что жизнь в Москве и в те времена не сахар. Жизнь вообще тут грязная, прогорклая и отвратительная. Где только силы на выживание брали? Самый светлый и занятный образ, конечно, Маруся. Двойственный и сказочный. Вот Любовь просто мерзкая. Вычеркнуть её толком нельзя, тогда пол книги переписывать придётся, но я бы предпочла забыть как страшный сон.
И последнее – чисто техническое – в моей версии электронной книги были заметные косяки: опечатки, повторение эпизода в разных частях книги (хотя и оказалось не лишним про него вспомнить) и путаница с именем матери Кавалера. В итоге книгу советовать не стану, но для себя делаю вывод, что если закрыть глаза на физиологию и некоторые стилистические перегибы, скорее понравилось. В любом случае, чтение не оставило равнодушной. Смешно, но именно оттолкнувшись от книги и решив проверить пару фактов, и узнала о московской чуме, и восстановила для себя в памяти эпизод со свадьбой в Ледяном доме.
Кстати, кто вспомнит без подсказки, чем эта свадьба закончилась и что там происходило? Я вот сильно удивилась искажениям в собственной памяти.
Дочитано: 20.10.2018 г.