Многие слышали о писателе с фамилией
Манн. Пожалуй, у большинства всплывёт ассоциация именно с
Томасом Манном, но сегодня я напишу пару строк о его старшем брате.
Генрих Манн написал дилогию про своего тёзку Генриха Наваррского. Собственно, я прочла пока только первый "кирпичик", именуемый
"Молодые годы Генриха IV". Собираюсь продолжить, но позже.
"Мальчик был маленький, а горы были до неба...""Мальчик был маленький, а горы были до неба..." Именно так начинается сие произведение. А дальше Генрих взрослеет. Впитывает в себя всё: веру, умение понимать людей, умение жить в большом и опасном мире, потрясающее чувство юмора и, конечно, море любви. Хотя последнее он ещё и раздаёт с особым старанием на протяжении всей жизни. Стоит ли читать? Поддержу своего отца и скажу, что стоит. Как минимум потому, что здесь история как на ладошке: посмотреть, чуть ли не потрогать, ощутить, пропитаться ею.
Единственное, что меня порой смущало: любовь писателя к скачкам. То повествователь, то конкретный герой, то рассказчик.
Одни из самых сильных, на мой взгляд, моментов: Варфоломеевская ночь и молитва целой армии. Они стоят многого.Цитаты«... но что может сделать ребенок, когда все на него наседают? Что может сделать даже взрослый, если ему хочется иметь друзей и наслаждаться жизнью, а не разделять участь мучеников?»
«Казалось, здание перенесено сюда по волшебству из сказочных миров мечты. В почтенном городе Париже местами вас встречали такие неожиданности, которые никак не вязались с его обитателями. Этот фасад был выше французского двора: он как бы поднимал его из Луврского колодца, где останки дряхлой башни догнивали на могиле столетий.»
«Д’Обинье любезно ухмыльнулся; однако перед тем, как удалиться, отвесил три поклона вместо двух: первый королю, второй — королеве и третий — королевской кровати.»
«Ты, тихая да смирная, как старенькая мышь,
Екатерина Медичи, из всех злодейств глядишь
И у замочной скважинки уютненько сидишь.»
«Что же такое ненависть? Мы можем безгранично ненавидеть лишь то, чего не видим.»
« Нестерпимо другое: внутреннее шатание, исчезновение естественной для человека уверенности в себе и страх, страх.»
«Ведь невозможно ухаживать за женщинами или острить с мужчинами, если у тебя назначено свидание с духом.»
«... брать приступом надо стены, не людей.»
«— Это человечность. Великое новшество, при котором мы сейчас присутствуем, называется человечностью.»
Почти что анекдот«Король, настоящий король — существо таинственное, а если он не король, так тут не помогут самые роскошные одежды; настоящий король — все равно король, даже когда он не признан и в ничтожестве. Вдруг узнаешь его, и сердце у тебя замрет. Однажды на охоте Генрих растерял свою свиту; видит: под деревом сидит крестьянин. — Что ты тут делаешь? — Что делаю? Короля хочу поглядеть. — Тогда садись позади меня! Мы поедем к нему, и ты посмотришь как следует. — Крестьянин сел позади Генриха на лошадь и, когда они поехали, — стал спрашивать, как же ему узнать короля.
— А ты просто смотри, кто останется в шляпе, когда все остальные снимут. — Затем они догоняют охотников, и все господа обнажают головы. — Ну, — спрашивает он крестьянина, — который же король? — А тот отвечает со всем своим крестьянским лукавством: — Сударь! Либо вы, либо я, ведь только мы двое не сняли шляпы.»Кстати, знакомьтесь, Наварра!
Не превью.
@музыка:
Limp Bizkit
@темы:
книги,
отзывы,
цитатник