Как бы быстро ни читала, всё равно уже что-то из головы вылетело, поэтому воспоминания о первой книге не так свежи, как о третьей, а заметки по ходу дела писать всё никак себя не приучу.
О чём всё это было? Об истории: благодатная почва для рассуждений, ведь здесь и искажение истории сквозь призму веков (умножаем на три), и её намеренное изменение авторами (Дюма-отец, Маке?), и она сама по себе, ведь хоть зерно правды, да осталось. О политике: о, эти дивные интриги, заговоры и совсем не дивные убийства и реки крови! О религии: описывается эпоха религиозных войн между католиками и протестантами. О людях: и портреты людских масс, и отдельные лица, исторически важные и не очень, многие весьма и весьма примечательны, тем более интересно взглянуть на то, какими рисуют тех самых, важных и исторических. Об отношениях: о дружбе, чести и, конечно же, о любви. Если свести воедино: это Франция эпохи гугенотских войн.
Все книги — закат эпохи Валуа. Я не столь сведуща в истории, увы, так что скорее повторяю за произведениями и разными комментаторами. Огромный плюс книг (или только моя черта?) заключается в том, что в процессе чтения и после хочется понять, что было на самом деле, посмотреть на героев, поточнее узнать о нравах и обычаях той эпохи. Впрочем местами мне было читать сложно, местами скучно, местами очень и очень весело и интересно. К последней категории относятся почти все главы с восхитительным Шико, некоторые хочется цитировать целиком, потому что это прекрасно. Даже если очень и очень просто.
Из всей трилогии больше всего чисто эмоционально приглянулась оборванная третья часть, но давайте обо всём по порядку. Итак, "Королева Марго".
(Мысли). С головой в тёмный омут предательства, интриг и страхов. Здесь даже любовь коварна, несмотря на её искренность, а самая крепкая дружба рождается из вражды, преданность — из страха. И над всем не король Карл IX, а его мать — беспощадная, хоть и не бесстрастная Екатерина Медичи, тяжёлой поступью входящая в повествование. Жуткая женщина. И юные ещё Генрих Наваррский и Маргарита Валуа, чей брак не по любви, чьи пути расходятся, не успев сойтись. В сложившихся условиях их союз всё же удивительно крепок, потому что построен на доверии, которое, как известно, очень ценно. Герои-дворяне не многим старше властителей их судеб, а их дружба, так неожиданно возникшая, трогательна. Меня привлекло и то, как изменились Ла Моль и Коконнас, и то, как они себя вели, и совпадения, что свели их вместе. Судьба? Судьба ужасна. Зная, что ничем хорошим дело не закончится (меня предупредили, а ещё сама историческую справку глянула), всё равно чуть ли не расплакалась в конце. Это было безумно несправедливо. Настолько же, насколько мерзко прощание Карла IX с Колиньи. Судя по краткому пересказу книги "Молодые годы Генриха IV" Г. Манна (каюсь, я уже забыла текст, надо освежить основные моменты), Карл в этих произведениях разный, если у Манна он более труслив, то здесь скорее расчётлив и лицемерен, ведь он устраивает лирическое прощание, уже зная, что прикажет сделать потом. Генрих Наваррский смекалист и умён, если не брать в расчёт интрижку с де Сов, но мог ли юноша устоять? Вряд ли. Маргарита показана сильной и преданной женщиной, пусть и не без распутства (извините, но эти их сменяющиеся любовники не вяжутся с преданностью, как ни крути). Портрета Анжуйского, будущего Генриха III, здесь не увидела, а Алансон уже та ещё подлюга, как и Ла Юрьер. Про Рене сказать могу, что удивил. Пока вспоминала, на ум пришли следующие эпизоды: встреча Коконнаса и Ла Моля, их визиты в Лувр, Варфоломеевская ночь, горькая ирония главы "Боярышник на кладбище Невинно убиенных", мельком дуэль, вероломное убийство паренька-слуги Генриха, кабинет Марго, сцены с охотой в лесу и многое другое. Удивительно...
А продолжаем мы историей "Графиня де Монсоро".
(Мысли). Здесь тот же тематический расклад, только король сменился, а королева-мать ушла в тень, зато на сцене буйный цвет дворянства (Бюсси, Сен Люк, миньоны короля, анжуйцы, Гизы), Шико, монах Горанфло и Лига. Поскольку книгу эту мне посоветовали из-за "цвета рыцарства" де Бюсси, то за ним я пристально следила всё произведение. В начале он был очень даже хорош: и остроумен, и изящен, и честен; только вот под конец, такой печальный, но отчего-то меня не сильно тронувший, в моих глазах, может, и не упал, но пошатнулся: его изящная мораль, его отношение к чести Дианы как будто бы исчезло, лишь только он позволил себе поддаться чувствам. Увы, мне не удаётся отдать ему приз зрительских, то есть читательских, конечно, симпатий. Лаврами в моей истории увенчан Шико, пусть он и не всегда красиво поступает, но и не подаётся как мерило чести и достоинства. Это тот удивительный острослов, который и короля любит нежно и преданно, по-отечески, и про себя ни в коем случае не забывает, и всё же где-то остаётся честным дворянином, несмотря на шутовство. Ещё же он мудр и проницателен. От того, как он видит прощание Генриха III с миньонами в спальне, меня чуть ли не дрожь пробрала. Я практически увидела то же, что и он. Это страшный дар провиденья. Сам Генрих с его напомаживанием, масками и щеночками, конечно, женственно-безумен. Не удивительно, что он так и не удосужился соединить рубашки Шартрской богоматери. было бы странно, случись всё иначе. Карикатурный Горанфло мне не понравился, но что уж поделать: без них с ослом Панургом ничего бы не получилось. Анжуйский, бывший Алансон, Орильи, д'Эпернон и граф де Монсоро — необычайные мерзавцы, без которых, конечно, и не было бы всей истории с любовью Бюсси и Дианы и роковым убийством. В роковую роль Дианы де Меридор здесь веришь, но с трудом, полностью её образ раскрывается всё же на стыке с "Сорок пять". То же могу сказать и про Реми, удивительный пример человека, но прежде всего врача, который, сам того не желая, всё осложнил, потому что просто не могу поступить иначе. Исключительная честность. Заговоры Лиги тоже шедевральны. Единая в своём стремлении урвать клок от королевской власти семейка де Гиз и толпа безумцев-лигистов, видящих только поверхность этого моря.
И ведь всё продолжается в романе "Сорок пять"! Да ещё как продолжается!
(Мысли). Кто-то отметил, что здесь не так качественно выписаны лица господ дворян, возможно, не могу так уж с ходу это заявление опровергнуть, но всё же и Эрнотон де Карменж, и Сент-Малин, и братья де Жуайез отнюдь не пустые оболочки. Вам доводилось испытывать зависть? Такую жгучую, что ни доводы разума, ни обстоятельства не могут её развеять? Вся эта буря страстей постоянно мучит де Сент-Малина, кипучий коктейль из тщеславия. Вы умеете справиться с собой, благородны и рассудительны? Почему нет? Таков господин де Карменж. Что их столкнуло? Друг с другом — идея д'Эпернона, выросшего с прошлой части и ставшего умнее и в чём-то коварнее. С госпожой де Монпансье, сестрой дивных Гизов, — роковая случайность. Мне кажется, получи роман продолжение, в Сент-Малине могла бы разгореться страсть к госпоже де Монпансье, естественно, безответная. Предпосылки к этому есть в монологе о его плохих качествах. Кстати о любви! Во-первых, мне действительно понравился ход со знакомством Карменжа с дамой, наверное, я падка на такую почти слащавую ерунду (ах, три случайных встречи и любовь с первого взгляда!). Во-вторых, моя любовь в этой части полностью отдана Роберу Брике, то есть, конечно же, шикарному Шико. Как можно быть таким? Здесь нет почти нет благородства, но ум, харизма и остроумие выше всяких похвал. И ещё он знает подход к людям. Ещё здесь красавец Генрих Наваррский, тёмная лошадка, от которой никто ничего не ждёт. Живо описаны сцены во Фландрии, что сражение, что потоп, что лес, в котором убит Орильи. Увы, ещё раз отмечу, что всё же портит впечатление незавершённость некоторых сюжетных веток, не выстрелившие ружья "Эрнотон и герцогиня", "Эрнотон и Сент-Малин", "Жак Клеман" (пока не прочитала комментарий, в упор не могла понять, к чему тут этот монашек). Интересно набросаны братья де Жуайезы, но именно набросаны, не более. Занятным пятном получилась и семейная пара господ Фурнишон. Зловеще вдруг вышли на сцену, будто с того света, Диана и Реми (кажется, его оживили только из-за того, что без него месть была бы невозможна). И ведь эта потусторонняя Диана, кажется, должна вскоре последовать в могилу вслед за убиенным Анжуйским и возлюбленным своим Луи. Она ведь тоже дышала ядом и надкусила персик. Вот, пожалуй, и всё. Получился всё же не совсем отзыв, скорее уж эссе или просто набор мыслей на тему, но он тоже так или иначе отражает впечатление от цикла, которое, к счастью, есть. В ближайшее время на творчество Дюма вряд ли покушусь, уж больно оно велико и тяжеловесно, но ещё точно выложу зацепившие цитаты и какие-нибудь ещё размышления. Как минимум три пункта (древние языки, сравнения и иллюстрации) по поводу "Королевы Марго" ещё зависли в воздухе.